Previous Entry | Next Entry

(Olga Strelets wrote)

Вот он - триумф намерения и решения: «Все! Я еду в Хакасию! Я еду к Татьяне Васильевне! Я еду к духам ее предков! Я еду к себе самой...» Трубы трубят, горны горнят, моя душа поет: «В путь, в путь, в путь!»

Но после грома и шума радости намерения картинка резко поменялась как раз за неделю до вылета.

Я снова заболела, моя поездка была под очень большим вопросом. Семья наблюдала за мной молча,  в их глазах стоял  вопрос: «Куда тебя отпускать в таком состоянии?».  Но я твердо решила, что мне главное добраться к Татьяне Васильевне, а там будь, что будет. И вот так, отдавшись на произвол судьбы, я села в самолет.  Полет для меня  был тяжелым: периодически казалось, что я задыхаюсь от нехватки воздуха, ноги сводило судорогой.  Летела я и сидя, и стоя, жадно захватывая ртом воздух, блуждающий по салону самолета, который благополучно через 5 часов моих мучений приземлился в аэропорту  Абакана.

Со мной из Москвы прилетели еще два участника семинара, третий   дожидался нас уже в машине. Теперь нас было уже четверо.  От Абакана нам предстоял еще 3-х часовой путь по ухабистым дорогам вдоль степи и гор. Я, отдышавшись и выпив очередную порцию таблеток, села в машину. Тронулись. Земли Хакасии встретили нас рваными хмурыми тучами, периодически шел дождь. Погода была созвучна моему самочувствию.  Дорогу автомобилю часто преграждали стада коров и лошадей. Казалось, что они, совершенно ни кем и ни чем не пуганные, чувствуют себя достаточно вольготно и, я бы даже сказала, нагловато. Очень неохотно уступают дорого нашему автомобилю, вяло реагируя на звуки сигнала машины. Порода коров в этих местах очень  интересная:  окрас пятнистый, от белого до коричневого, в основе своей получаются песочные цвета; рога крупные, высоко поставленные, у многих извилистые. Вымя большие и тяжелые, от этого, похоже, им и передвигаться ленно.  Если я и слышала о крае с молочными реками, то Хакасия именно этот край. За раздумьями о дожде, коровах, молочных реках  и о камне, который после дождливых оползней упал почти на середину дороги, как будто бы тем самым преградив нам путь, мы добрались до пункта назначения.

На поляне стояли четыре юрты. Навстречу нам вышла Татьяна Васильевна, радушно по-домашнему нас обняла и пригласила в юрту, где нас уже ждал обед. А на обед был горячий бараний бульон, что  было очень даже кстати после тяжелой дороги. Мы ели, а Татьяна Васильевна внимательно нас разглядывала, задавая каждому какие-то нехитростные вопросы. После обеда Татьяна Васильевна отправила нас обживать юрты (разделив при этом нас на две юрты, на  мужскую и на женскую). «С дороги отдыхайте часа три, – сказала Татьяна Васильевна, -  а потом встречаемся в обеденной юрте, обсудим наши планы».

Я впервые была в юрте, лежала и смотрела на круглую форму потолка из цветных палок с отверстием в небо, которое было сейчас прикрыто от дождя, посреди юрты стояла печка. Сильно пахло шкурами. «А ведь я сделала это!  Я добралась-таки к Т.В. и теперь мне ничего не страшно»,- подумала я, не забыв выпить очередную порцию таблеток. т.к. я нахожусь под ее покровительством и покровительством ее духов (теперь понимаю, что и своих тоже). Спим…..

Сон был крепким, но каким-то болезненным, проснувшись, я все еще плохо себя чувствовала, снова выпила таблетки (подумав про себя, что такими темпами таблеток может не хватить до конца поездки). Решила выйти на улицу и осмотреться. Входить и выходить в двери юрты нужно согнувшись практически до пояса, к этому нужно привыкнуть, а с непривычки набили шишки практически все. Вход и выход из жилища – это особый ритуал.

Выйдя из юрты,  я оказалась на поляне, на которой густо росли  полевые цветы и травы, вокруг стоял сильный аромат этих трав, воздух казался вязким и липким, от этого сразу закружилась голова. Переведя дух, я прислушалась, вокруг было столько звуков! В траве был целый мир звуков, которые издавали полчища кузнечиков, всяческих мошек и букашек, сновали маленькие ящерки, жужжали осы и мухи. Бабочки садились просто на руки и одежду и подолгу не улетали. А также вся поляна была испестрена коровьим и лошадиным навозом (я уже говорила о том, что коровы и лошади здесь ходят просто так). Все для меня было ново и необычно, я чувствовала, что попадаю в объятия целого мира, доселе мне не ведомого.

Слева от себя я услышала плеск реки.  Иду на звук. «Река, здравствуй!» – сказала я ей, а после решила умыться её холодной водой.  На каменистом берегу реки стояла еще одна, пятая, юрта. Она стояла в стороне от остальных, спрятавшись за деревьями, у самой реки. Это была юрта Татьяны Васильевны.

На противоположной стороне реки были горы. Я смотрела на них, а они -  на меня. Я тогда еще не знала, что мне придется познакомится с ними гораздо ближе. Все еще только начиналось….

А пока я была в предвкушении подготовки к празднику Духов (ночи Ивана Купалы) и ночного ритуала. Наш приезд  с самого начала был волшебным, так как прибыли мы 6 июля, как раз к ночи Ивана Купалы.

Ближе к вечеру наша команда выросла. Приехали еще два участника семинара, и нас стало шестеро. Цифра 6 -  плохо ли это, хорошо ли, не мне судить, я не специалист в области нумерологии. Но то, что шестого числа именно шестеро участников семинара развели костер на берегу реки и встретили рассвет 7-го июля,  само по себе является мистикой.

В эту ночь я впервые видела ритуал Татьяны Васильевны на природе. Она кормила духов, била в бубен и пела свою шаманскую песню, а вокруг мерцали тени от костра, то были пляски духов. Внутри у меня был то холод, то жар, сердце стучало громко в такт шаманскому бубну. Вся я была переполнена ликованием и ощущением радости. Казалось, что ты снова ребенок и тебе снится волшебный сон, и ты говоришь себе «спать, спать, спать крепче», для того чтобы досмотреть сон до конца и узнать, чем же все закончится.  А тем временем на реку молочным облаком опустился утренний туман. Луна уступала владения Солнцу. Мы встречали новый день…

В этот день Татьяна Васильевна поставила перед нами первую задачу: нужно было подняться на гору к пещере под названием «Крест». Тропу к пещере Татьяна Васильевна называет «Дорогой жизни». В свое время эта тропа действительно стала для нее дорогой жизни. После долгой и тяжелой болезни врачи вынесли ей приговор - инвалидность. Вернувшись к себе домой, Татьяна Васильевна не сдалась. Превозмогая боль, шаг за шагом, метр за метром,  поднималась она к пещере. Для меня эта тропа тоже стала своеобразной дорогой жизни. Сейчас я все измеряю особой меркой: до восхождения на «Крест» и после восхождения на «Крест». Поднявшись на гору,  нам нужно было принести подношение духам данного места  и попробовать путем медитации совершить путешествие в глубь пещеры в нижний мир, где можно встретить тотемное животное, далее подняться в средний мир, затем- в верхний мир. После этого поблагодарить духов и отправиться обратно. Казалось, что ничего сложного нет. Долго ли коротко ли собирались, а на первое задание однако двинулись…..

Тут и старший в команде объявился, и притирка-приглядка началась.

Восхождение для меня было очень и очень сложным.  Я шла с трудом, часто останавливалась, воздуху мне не хватало, в голове стучал пульс, виски сдавливало, ноги и руки немели, я часто оступалась и съезжала обратно. Я только теперь поняла, почему Татьяна Васильевна перед дорогой внимательно посмотрела, как и в чем я была одета, спросила, не малы, ли мне сапоги, сама попросила ребят забрать у меня всё лишнее (плащ-дождевик, воду и проч.), тем самым прикрепив их ко мне невидимой нитью.  Она тогда уже знала, что идти мне будет трудно. И эта нить в виде рук и слов поддержки от участников команды действительно меня страховала в трудные минуты, помогая выбраться на более удобные пространства и терпеливо ожидая моего подъема. И вот так, шаг за шагом,  в сопровождении моего тяжелого и громкого дыхания мы совершили восхождение к заданной точке. Забравшись на гору, я, обессиленная, просто легла на землю и несколько минут приходила в чувство.

Ребята уже делали подношение духам и искали каждый себе удобное место для путешествия по мирам. Я тоже пристроилась у подножья пещеры в разломах корней деревьев. Я не стану сейчас подробным образом останавливаться на моем путешествии, так как это займет много времени. Скажу лишь только о том, что в самом низу этой пещеры меня поджидал рыжий конь с черной гривой и черным хвостом. Ну, очень красивое и грациозное животное. А какая сила и мощь!

«Богу лишнего не надобно,
Конь мой - мощь моя и крепь.
Слышу я, как ржет он жалобно,
Закусив златую цепь.

Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца,
Шерсть буланая в туман.»

(С.Есенин)

Спускаться было легко и спокойно, дыхание мое было ровным. Дойдя до дороги, ведущей к нашим юртам, мы остановились, наблюдая за полетом орла, который парил в небе, словно провожал нас. Мы встали в круг, крепко взявшись за руки, и прокричали песню, гимн победе и дружбе. Рассмеялись и быстро пошли по направлению к нашей поляне.  Там нас уже ждала Татьяна Васильевна. Я подошла к ней, и мы молча обнялись. Она все понимала без слов. Ее глаза заглядывали в мои глаза и улыбались. На душе было тихо, радостно и спокойно….

Ночь пролетела незаметно. Таблетки мне уже не понадобились.   Следующий день для меня уже был физически не таким трудным. Мы посетили священное озеро Беле, искупались в его водах, сварили еду на костре. Всё было похоже на пикник выходного дня, но незримо шла работа, работало место силы, работала шаман Татьяна Васильевна, работали ее помощницы внучки, работали Духи местности вместе с нашими Духами-помощниками. Все они работали для того, чтобы  мы могли получить силу этих мест, знания и мудрость, для  того, чтобы в дальнейшем правильно выстроить наши жизненные пространства.

Каждая минута пребывания на этой земле, рядом с Татьяной Васильевной, была волшебной, но момент  первой встречи с бубном был особенным. В тот вечер наша группа собралась в мужской юрте. Татьяна Васильевна, как всегда, вела с нами беседы, задавала нам вопросы, мы ей задавали свои вопросы.  Вдруг около юрты послышался звук подъехавшей машины. Привезли от мастера наши бубны. Татьяна Васильевна  взяла по очереди в руки каждый бубен, колотушкой извлекла из каждого звук. Бубны были двух видов: круглые,  как солнце, и овальные, как яйцо. Каждый из бубнов имел свой звук: от низкого и глухого до высокого и звучного. Каждый был по-своему хорош. Поди-угадай, который твой. Татьяна Васильевна не торопилась, по нескольку раз проверяла тот и другой бубен, а потом называла имя  хозяина бубна и передавала из рук в руки. Один из бубнов мне очень понравился, я чувствовала, что мое сердце отзывается именно на него, но мое имя не называли. Я стала даже немного волноваться, вдруг мне достанется не тот бубен. «Ну, ничего,- успокаивала я себя, - может, это сейчас мне никакой другой не нравится, а потом понравится, и я подружусь с другим бубном, с другими звуками». Татьяна Васильевна продолжала перебирать бубны, ударяя по ним колотушкой. Почти все участники получили бубны.  Нас осталось двое.  Татьяна Васильевна сказала нам встать рядом. Она передала мне в руки один из бубнов, велев опробовать его. Я опробовала его и передала другому участнику.  И вот мне в руки попал ОН, тот самый бубен, который мне так нравился. Я поняла, что сильно волнуюсь, что мне изо всех сил хочется понравиться этому бубну, чтобы он выбрал меня. Я ударила в бубен, раздался мощный и сильный звук, он меня ввел в какое-то коматозное состояние, ноги слегка подкосились… второй удар… за ним третий…. И тут я поняла, что я этот бубен никому не отдам, что из моих рук он не уйдет,  потому что он МОЙ ! Я стала бить в бубен все сильней и уверенней,  я била в него как могла, как чувствовала, я уже не хотела нравиться, я уже хотела иметь и владеть! Я твердо стояла на ногах, по лбу катились капельки пота… Я остановилась, опустив руку с колотушкой вниз. В юрте стояла тишина.   Вместо звуков бубна я теперь слышала громкое биение своего сердца, теперь оно было моим бубном. Как вспышка молнии, раздался голос Татьяны Васильевны: «Бубен ТВОЙ!»  С этого момента мы вместе: я и мой бубен…

А потом был веселый и разноцветный день – день подготовки наряда для бубна. Татьяна Васильевна велела сплести 5-6 косичек из ленточек четырех цветов (красной, белой, зеленой, голубой). Эти цвета – цвета четырех стихий, которые мы должны били соединить воедино и прикрепить к бубну.  У всех получились косички разными, как, в общем-то, и судьбы наши все разные.  Татьяна Васильевна по косичкам нам гадала, рассказывая о том, как складывалась и как будет складываться наша жизнь,  на что нужно обратить внимание, а от чего желательно избавиться. Все проявили терпение, находчивость и недюжие творческие способности, и наши бубны оделись в новые платья.

Теперь мы каждый день проводили работу с бубнами, создавали свою шаманскую песню и танец. Татьяна Васильевна была строга и предупреждала, что будет у каждого принимать экзамен по песни и танцу.  Куда бы мы ни шли,  бубны были с нами, они должны были, как и мы, напитаться силой земли, впитать все ее запахи и свойства. А дома мы должны будем продолжать их питать, но уже крепким чаем с молоком и глицерином.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги,
Да степной бурьян.

Л. И. Ошанин

Эх, сколько же километров нам с нашими бубнами пришлось проехать по ухабистым дорогам вдоль хакасских степей. Есть такое место под названием «Сундуки», место древней обсерватории. Там мы проводили Солнце, встретили Луну,  и все это в сопровождении камлания шамана Татьяны Васильевны. Люди уже знали, что Татьяна Васильевна будет в этот вечер проводить ритуал, и ждали ее. Традиционно варили суп на костре, делали подношения духам.

Эх, дороги…  Далее нас ждала поездка на Ивановские озера. Дорога была долгой и трудной (своего рода шаманская тропа). Выдержал – значит, готов к посвящению. Там мы  заночевали в палатках. Мой сон в палатке на берегу озера был самым крепким за всё время, проведенное в Хакасии. Снова варили суп на костре, делали подношение духам, провели ритуал. По плану мы должны были провести две ночи на Ивановских озерах, но утром Татьяна Васильевна сказала, что ей приснился сон и  нам нужно вернуться домой сегодня, так как духи нас уже отправляют в обратный путь с этого места. «У-у-у…,Татьяна Васильевна, -  раздались разочарованные возгласы участников группы, -  вы же обещали, что две-е-е-е ночи». Татьяна Васильевна была неумолима. Собираемся в обратную дорогу и всё тут.  Делать нечего. Собрались. Едим…  Примерно к четырем утра были на своей, уже теперь родной, поляне с юртами.

Утром Татьяна Васильевна объявила, что после завтрака собираемся все на поляне. К ней за помощью обратилась молодая женщина, и Татьяна Васильевна решила, что мы будем работать все вместе. Проблема женщины заключалась в том, она не могла выносить ребенка (у неё было уже пять неудачных беременностей). Для нас это было неожиданностью. Надо же, настоящая работа предстоит!

Мы с бубнами собрались на поляне. Развели костер, покормили огонь, сделали подношение духам, познакомились с женщиной, которая обратилась за помощью,  и ее семьей (она была в сопровождении мужа и своих родителей). Татьяна Васильевна разъяснила,  как нам нужно двигаться, когда мы будем камлать для того, чтобы открыть ребенку путь.

Мы приступили к ритуалу.  Поначалу всё шло как-то вязко, с какими-то пробуксовками. Но дальше, с каждым новым ударом в бубен,  всё вокруг начало меняться: звуки выстраиваются в ряды и  двигают, двигают, двигают какие-то огромные глыбы, которые рассыпаются у моих ног в песок. Все пели, кричали, издавали различные звуки на разные голоса. «Смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…».  «Мама, ма-а-а-а-ма-а-а !!!» -  доносился ко мне крик то издалека, то откуда-то рядом. То плакала и звала блуждающая душа ребенка.   Когда ритуал был завершен, снова, как вспышка молнии, раздался голос Татьяны Васильевны: «Мы сделали свою работу. У вас родится ребенок».  Сказки, скажите, ан-нет.  Я несколько раз подряд щипала себя за руку,  ай больно! Значит, не снится, значит, все происходит здесь и сейчас! И я,  и Татьяна Васильевна, и все люди, которые собрались у костра, и крик блуждающей души ребенка -  всё это настоящее!

Женщина, с полными глазами слез, подходила по кругу к каждому из нас, обнимала и говорила слова благодарности. И в этих словах была такая сила, что сразу же прошла усталость, и клетки тела стали наполняться новой силой, ведь сила ее благодарности не имела границ. Я верю, что через время мы еще услышим счастливый конец этой истории.

Все дни, проведенные с Татьяной Васильевной, казались самыми важными и значимыми, но день, который мне предстояло пережить впереди, стал самым важным и значимым из всех значимых дней. Проснулась я рано, пошла на реку, умылась.  Настроение отчего-то было приподнятым, захотелось искупаться в буйстве красок. Я решила себя как-то принарядить, достала яркий шелковый сарафан, привезенный мною из дома специально для особенного, праздничного дня. По моему внутреннему ощущению этот день настал. Повязала на голову яркую косынку,  и вот в таких «летних турнюрах» вышла из своей юрты. Я неспешно прогуливалась по поляне в ожидании сигнала к завтраку. В скором времени и остальные ребята подтянулись к завтраку. За завтраком Татьяна Васильевна выдала нам новое задание: сегодня нас ожидало покорение шаманской тропы. Перед поездкой к священному месту мы провели медитацию. Она помогла нам  настроиться на восприятие энергий сакрального места. Дорогой  молчали, говорить никому не хотелось,  все готовились к встрече с шаманской тропой. Татьяна Васильевна нас проводила до пещеры, перед  которой сделала подношение духам.  Некоторое время мы провели в этой пещере. «Далее пойдете сами» -  сказала Татьяна Васильевна и указала нам путь. Проводником на данном испытании у нас была внучка Татьяны Васильевна.

И всё повторилось снова: я, горы, восхождение, люди, осыпь, река, обрыв.  Мне было так же трудно, но, вместе с тем, трудно по-другому. Мешали мои «наряды».  Я завязала в узел развивающие хвосты сарафана и, стиснув зубы, ползла, периодически издавая звуки,  нет, не жалостливые, а какие-то,  я бы  даже сказала, злые звуки. Покорив участок осыпи, мы начали подниматься наверх через расщелину. Чертыхаясь, пыхтя и тужась, мне все-таки удалось высунуть голову из расщелины и выползти на поверхность. Отдышавшись, мы сделали благодарственное подношение духам, полюбовались с высоты красотами местности, поседели в тишине, искупались в реке.

Всё, задание вроде бы было выполнено. Машина за нами еще не приехала.  Появилось свободное время. Каждый занялся своим: кто-то ягоду собирал, кто-то болтал, кто-то травинку жевал, наблюдая за облаками, кто-то просто спал. Так прошло еще некоторое время. Машины за нами все еще не было...   В душе блуждали всякого рода сомнения, касательно задания Татьяны Васильевны. Может, что-то не поняли, возможно, нам еще нужно было сделать марш-бросок вокруг горы три раза, затем попрыгать на правой ноге и прокричать петухом.  Так, в ожиданиях и смятении, мы провели еще несколько часов.  Приближался вечер.  И тогда было принято решение отправить гонцов в ближайший населенный пункт, чтобы добыть еду, а потом с новыми силами думать, что же делать дальше. Дождавшись гонцов с едой,  мы подкрепились и отправились в путь пешком, шли недолго. Ребята остановили попутную машину, в которую мы все и загрузились. Ехать было весело. Старшему в команде досталось самое почетное место – в багажнике. Казалось, что вот приключение и подходит к концу.  Однако, что-то мешало, в голове постоянно были сомнения, правильно ли мы выполнили задание и выполнили ли его вообще. Ситуация была нестандартной: нас впервые никто не забирал с задания.  Казалось, что всё вышло из-под контроля, и от этого появилась благодатная почва для суматохи, ненужных разговоров, поступков и просто непонимания друг друга. Наш командир изо всех сил пытался сохранить целостность команды. Что-то сделать ему удалось. То, как распределились роли в данной ситуации, и то, как по-новому раскрылись все члены команды, стало очень важной частью всего дня и всего тренинга в целом. Это и было для нас  продолжением испытания на шаманской тропе.

За вечерним чаем в юрте Татьяна Васильевна,  по уже сложившейся традиции, всем дала слово. Каждый сказал то, что считал нужным и важным. Сегодня, когда я сижу у себя дома и пишу эти строки, хочу сказать всем-всем большое спасибо, всем участникам команды за те роли, которые они сыграли под занавес.

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

М.Ю.Лермонтов

А впереди был экзамен по работе с бубном, созданию шаманской песни и танца. Непросто для всей команды прошел экзамен. Но, в целом, с задачей справились. Татьяна Васильевна прокомментировала работу каждого. Сказала, что путь себе мы всё же смогли открыть!

Снова трубы трубят, горны горнят.  В путь, в путь! Эх, дороги... теперь наш путь лежит снова в аэропорт Абакана. Дорога мне показалась быстрой и несложной, полет тоже был легким, мне даже удалось заснуть в самолете, что раньше со мной вообще не случалось. Про таблетки свои я уже забыла, дышала ровно и свободно.  В чем разница между полетами? Ведь прошло всего девять дней? Что такое могло случиться, что отпала необходимость пить таблетки? Вопросов еще будет много, а ответ один: есть такое место на земле, которое называется Хакасией.  Это место дает ответы на все, казалось бы, самые сложные и неразрешимые вопросы.

Я благодарю духов Хакасии, я благодарю Духов рода Татьяны Васильевны, я благодарю Духов-хранителей мест силы земли хакасской, я благодарю  лично Татьяну Васильевну, я благодарю Духов своего рода и благодарю каждого в отдельности члена нашей команды  за то, что они дали мне силы совершить путь к СЕБЕ...

Я хочу поделить с вами моими работам, которые я сделала незадолго до своего путешествия в Хакасию. Теперь я понимаю, что уже тогда Духи меня вели по Пути к Себе:

Город в ритме жаркой ночи

Дух Огня

То пляшут духи 1

Хранители земных богатств
Хранители земных богатств 1

Работами, которые я напишу после путешествия, я поделюсь с вами в ближайшем будущем...

( 3 comments — Leave a comment )
st_franzisk
Aug. 7th, 2012 01:30 am (UTC)
Большое Спасибо и Вам, Ольга. Читая Ваш рассказ-описание, я вновь пережил, то что переживал тогда. Работы прекрасные, и интересные.
Теперь я наконец-то тоже напишу свою историю. : )
t_kobezhikova
Aug. 8th, 2012 01:51 pm (UTC)
Артур, привет! Рада, что откликнулся. Спасибо тебе за добрые слова.
С нетерпением буду ждать твоего отчета-рассказа, для того что бы вновь все пережить, но уже твоими глазами. Удачи.
Пиши мне: ostrelets@mail.ru
До связи.
Наталья Червякова
Jul. 27th, 2016 04:30 am (UTC)
Благодарность*)
Ольга, большое СПАСИБО, за такое глубокое описание Вашего путешествия. Мне знакомы мощь и великолепие тех мест Хакасии. Жалею, что никогда не удавалось встретить шамана, увидеть обряд и посидеть у костра(((( . Очень впечатлил Ваш рассказ.
( 3 comments — Leave a comment )